Еще раз о цвете и структуре шерсти by Hugo Ibanez, журнал YORKY CLUB MAGAZINE №11, 2008, перевод С. Давидчука специально для сайта YORKIMAN
После публикации последней статьи на эту тему, у меня осталось чувство, что осталось много недосказанного на эту тему. Серьезные заводчики всегда очень озабочены, и, более того, имеют страстное желание закрепить черты, которые так сложно получить – цвет и структуру шерсти.
Одна статья была явно недостаточна, необходима еще одна публикация. Она сформирована из отзывов на мою первую статью, и содержит мнения одних из наиболее известных заводчиков йоркширских терьеров Европы и Америки по данному вопросу. Как вы знаете, мои статьи адресованы новичкам - тем, кто когда-нибудь заменит нас. Будем надеяться, что эта статья поможет им лучше понять сложную проблему цвета и структуры шерсти йорка.
Очевидно, что первый вопрос, который я задал заводчикам, был стандартен – «что вы понимаете под цветом и структурой?» (каждый заводчик воспринимает их по-разному). Ответы были ожидаемыми. Roberta Rothenbach (Rothby’s) блестяще объяснила эту проблему, суммируя сомнения всех заводчиков. «Скажите мне, что такое красный, желтый или зеленый? Это все – цвета в глазу того, кто смотрит, и только его личное восприятие». Это действительно так. В моем предыдущем обзоре я писал, что наше восприятие цвета очень сильно зависит от окружающей среды, географии, света и культуры. Соответственно, это нелегкая задача для заводчиков и судей. Но, тем не менее, имелось общее основание – почти все заводчики были согласны с тем, что для получения правильного или близкого к правильному цвета, йорк должен иметь шелковистую правильную текстуру шерсти. Другими словами, без текстуры не может быть правильного цвета. Однако, йорки могут иметь правильную текстуру, но не иметь правильного цвета - в частности, быть светлого или серебристого окраса. Но не отчаивайтесь, мои дорогие заводчики, - существует свет в конце тоннеля! Значительно легче дать определение шелковистой шерсти, чем дать определение цвету. Помните, что шелковистая шерсть приведет нас к правильному цвету.
Итак, что же такое точное определение правильной шелковистой текстуры? Ну, заводчик-«ветеран», Mrs. Gordon (Wilweir), предлагает нам простой эксперимент: вы берете кусок шерстяной пряжи, кусок хлопкового волокна, и кусочек шелковой нити. Во-первых, первые два не имеют никакого блеска, и из них никогда нельзя будет сделать блестящий материал. Шелковая нить светится. Во-вторых, попытайтесь разорвать первые два образца – они порвутся очень легко, в отличие от шелковой нити. Mrs. Gordon добавляет, - «очевидно, шелковые волосы не должны очень легко ломаться, не должны образовывать колтуны, что приводит к лучшему росту и груммингу шерсти».
Другая попытка дать определение текстуры пришла от недавно умершей Jay Ammon (Montclair) , отличавшейся небесспорными суждениями. Однажды, много лет назад, дискутируя по этому вопросу, она сказала мне, что для определения хорошей текстуры не следует делать ничего больше, кроме как посмотреть на лапы и пясти у щенка. Если я правильно помню ее слова, то собаки или щенки с правильной шелковистой шерстью не должны иметь (в детстве) мягкого, пушистого и обильного пухлявого волоса на лапах. Она прислала мне несколько рисунков, иллюстрирующих ее точку зрания, которые я просмотрел несколько раз, и пришел к выводу, что Джей слегка преувеличила этот эффект на рисунке В. Чтобы шерсть была шелковистой, она не обязательно должна быть такой редкой и куцей, как на рисунке В. В любом случае, я демонстрирую этот рисунок вам.
Другая попытка определить правильную текстуру была сделана моим другом, заводчиком-«ветераном» Bernice Unden (“Debonaire”, Sweden). «Если вы посмотрите на свет, отраженный от глаз йорка, например, снимок с использованием фотовспышки, вы найдете там 3 цвета – зеленый, желтый или красный. Эти цвета связаны с текстурой шерсти. Зеленый отраженный цвет, если он всегда правилен – это шелковистая текстура, желтый – это смешанный случай (может быть и правильной, и неправильной текстурой. Красный всегда означает неправильную текстуру». Бернис утверждает, что это не научно проверенная теория, а просто наблюдение за длительный период разведения.
Betty Anne Durrer говорит, что шелковистая шерсть «всегда лежит ровно и на ощупь напоминает почти человеческий волос. Она очень похожа на белые прямые волосы маленького ребенка». Она также добавляет: «но не подумайте даже на мгновение, что шелковистые волосы должны быть редкими и скудными для того, чтобы быть шелковистыми». «Шелковистая шерсть должна напоминать человеческие волосы, и должна быть толстой, но не редкой и жидкой. Редкая шерсть может быть шелковистой, но только в соответствии со старым стандартом. Количество и качество должно достигаться одновременно», - отвечает Mrs. Gordon.
Ну, давайте позволим моему другу, Barbara Bedsted (Kesar), добавить немного юмора в нашу дискуссию. «Видала я такие человеческие волосы, которые я не пожелала бы видеть на йорке!». Потом, серьезно, она добавляет: «да, шелковистая шерсть йорков должна напоминать человеческие волосы, которые мы видим в рекламе шампуней». Я полностью согласен с Барбарой. Шерсть йорков не только должна напоминать такую рекламу, но и должна иметь такую же текстуру, такое же сияние, такой же объем и упругость – на ум приходит модель Ева Лангория-Паркер, встряхивающая своими волосами, которые, затем, абсолютно прямо и ровно укладываются на плечи.
Роберта также согласна с этим, и она продолжает подчеркивать, что вы можете иметь (и в реальности многие имеют) различную плотность волос на квадратный сантиметр. Все зависит от наследственности собаки - не только достижение цвета и структуры, но и толщина и плотность волосяного покрова на квадратный сантиметр.
Другой вопрос, который я ставил перед заводчиками, - в каких пределах вы можете позволить отклонение от темно-синего к светло-синему и, практически, серебристому оттенку? Мне кажется, что редко встречающееся раньше, теперь, напротив, слишком распространенное явление - светлые йорки в рингах, и судьи начинают верить, что это правильный цвет. Я могу засвидетельствовать это лично. Последним 2 йоркам, которых я выставлял, было нелегко, т.к. судьи считали, что они слишком темные.
Барбара отвечает на мой вопрос так. «По моему мнению, в США мы пошли по пути, при котором очень много собак имеют слишком голубой оттенок». А что касается экспертов, она говорит: «они ошибаются, выбирая светлых или крашенных собак, в ущерб породе. Но, несмотря на то, что легко обвинять судей, многие заводчики также не знают правильного цвета и структуры, а обучение заводчиков не такая уж простая задача».
Я могу только добавить «Аминь!».
Это то, что говорила дуаен (старейшина) Joan Gordon. «Джен (сестра) и я никогда не принимали светло-голубых или практически серебристых собак. Они также неправильны, как неправильны черные собаки со слабо различимым оттенком тана (золота)». Она поясняет свою мысль: «мы говорим о генах, и если вы подмешали в них неправильный цвет или текстуру, вы подорвали способность собаки передать гены, которые приведут вас к тому, что нужно». Миссис Гордон также подчеркнула нечто очень важное, несколько раз описываемое в стандарте – требование, согласно которому, для того, чтобы иметь правильный цвет и текстуру, следует иметь «темный цвет шерсти на хвосте, с еще более темным на кончике хвоста». В связи с этим она приходит к выводу, что «это позволяет удерживать золотистый цвет от распространения с положенной ему территории, и позволяет голубому находиться там, где он должен быть, при том, что текстура шерсти правильная».
Бетти Энн говорит: «в свое время я принимала светлую шелковистую шерсть, но сейчас я меньше прощаю светлые цвета, когда они проявляются в собаке возрастом до года. Я, скорее, могла бы принять их в суке, если она очень хороша, чем в кобеле». Роберта еще более строга: «я всегда чувствовала этот цвет, и, хотя я всегда придавала ему первостепенное значение, это всего лишь один компонент экстерьера собаки. Было бы более приемлемо разрешить различные вариации цветов, как это сделано в стандартах силки-терьеров и керри-блю терьеров». Затем, она добавляет, «я не буду держать йорка для выставок и разведения, если он не обладает породным типом, красивым балансом, идеальной линией спины, красивой головой и поставом ушей, совместно с красивой шерстью и цветом, являющимися визитной карточкой породы». В заключение, она говорит «ни одна собака, независимо от породы, не должна рассматриваться по частям – отдельно анатомия, или другие части стандарта. Каждая черта органично входит в собаку, и оценивать надо собаку в целом, а не по частям».
Richard Haynes (Eburacum,UK) – такой же энтузиаст, как и я, относительно истории йоркширских терьеров, говорит: «вы судите собаку целиком, поэтому, я хочу весь набор. Я могу простить небольшие отклонения от цвета в светлую или темную стороны, но я хочу, чтобы они были натуральными, а не искусственно усиленными». Ричард является и заводчиком, и экспертом йорков.
Как я упомянул, он является энтузиастом истории, поэтому добавим небольшой исторический экскурс. Ричард раскопал детали первого стандарта йорков – от 1886 года, до сего времени неизвестные, которые требуют «ярко стального синего цвета». Такие требования были в первые 25 лет существования породы в Кеннел-Клубе Англии. Стандарт был написан первым йоркшир-терьер клубом Галифакса.
Согласно исследованиям Ричарда, Mary Ann Foster показывала чемпиона Тэда из года в год, до тех пор, пока он, предположительно, не стал почти белым. Чемпион Тэд был одним из основателей породы. Клуб йоркширских терьеров был основан в 1898 году – в это время ярко-голубой цвет все еще практиковался. Но к 1911 году, согласно исследованиям Ричарда, стандарт стал требовать «темно-стального синего». Это было реакцией на собак светлого окраса, которые стали выставляться на севере Англии. Как я понял, определение «яркий» в те дни означало то же самое, что и «светлый».
Нет необходимости говорить, что отголосок этой тенденции выставления светлых собак до 1911 года очень значителен, но об этом мы поговорим в выводах. Ричард, также, обнаружил еще одну интересную вещь – в обоих случаях, когда требовался «светло-синий цвет», замененный потом на «темно-синий», сохранялось требование «желательной более темной окраски кончика хвоста».
Я не мог удержаться от того, чтобы задать заводчикам вопрос – существует ли доказательство того, что разведение от светло-синего к темно-синему и от светло-золотого темно-золотому приведет нас к правильному цвету? Хотите вы того или нет, эта теория существует долгие годы.
С логической точки зрения, в ней есть смысл. С генетической – нет. «Это глупая идея – скрещивать черную собаку с серебристой, это как смешивать краски, - это никогда не работает», - утверждает миссис Гордон. «Мы должны пускать в разведение светлую собаку, обладающую другими выдающимися качествами, какими-то другими способами, в случае, если ее окрас правильно распределен, она не имеет «бегущего золота» на корпусе, и волосы на кончике ее хвоста темнее. При наличии у такой собаки правильной текстуры, ее собака-партнер с очень интенсивным золотистым окрасом, близким к красному, позволит сделать темнее оба цвета, но, при этом, дальнейшее потомство нужно будет еще доводить до правильной текстуры, либо, при неудаче, мы окажемся с тем же набором цветов».
Роберта также согласна с этим. «Они не смешиваются друг с другом, и не разбавляют один другой. К сожалению, имея такие маленькие пометы, как у нас в породе, недостаточно щенков, чтобы на практике продемонстрировать процентное соотношение и придти к правильному заключению».
Я решил резко поменять тему нашей статьи, чтобы придти к чему-то действительно важному, к поворотному моменту. Что это означает? Описание щенка йорка гласит: «черная пигментация шерсти по всему корпусу разбавлена, чтобы получить оттенок стального синего цвета, и совершено различные факторы определяют перецвет на голове, лапах и груди, для достижения насыщенного золотистого тана без примесей черных или серых волос». Это определение миссис Гордон.
Я задаю вопрос: в каком возрасте щенки должны менять окрас? Миссис Гордон утверждает «смена окраса шерсти – это унаследованный ген (один для синего, и один для чисто-золотого). Если вы знаете и наблюдаете линию своих собак, то можете предполагать, когда этот процесс начнется, и когда будет завершен. Это те гены, которыми можно манипулировать при помощи планового разведения».
«Смена окраса происходит обычно между 12 и 18 месяцами – чем позже, тем лучше для цвета, который долго не будет выцветать и сохранится до старости собаки», - говорит Роберта. Бетти Энн добавляет: «тот, кто хочет иметь более хорошую собаку, обычно, должен дольше ждать, но, при этом, он получит более насыщенный золотой и более темный синий оттенки». Бетти Энн предостерегает от того, что «щенки с палевым золотым цветом будут перецветать рано, и перецвет по корпусу пойдет примерно в 3 месяца. В зрелом возрасте они будут излишне светлыми».
На самом деле, я лично убедился, что наиболее красивый цвет и текстура достигают своей вершины их обладателями не ранее 18 месяцев. Темно-синий будет оставаться таким же на протяжении всех этих 18 месяцев, но именно к 1,5 годам набирает силу золотой цвет. Вы легко это увидите – это, действительно, золотой цвет.
Тема цвета и текстуры поистине бесконечна и загадочна. Говоря откровенно, у меня есть материалы для, по-меньшей мере, еще 3-х страниц на эту тему. Но, к сожалению, у меня нет ни времени, ни журнального места, чтобы продолжать. Последний вопрос, который я задавал заводчикам, - какой совет вы дадите новичку, чтобы он мог выбрать щенка, имеющего правильный цвет? Но, перед тем, как я задал последний вопрос, был еще один, который я не мог не задать. Он не имел отношения к цвету и текстуре, но касался приоритетов.
Я знаю, что мы все хотим всего и сразу, и часто мы оказывались в ситуации, когда желали, как доктор Франкенштейн, сочетать все лучшие черты собак, все элементы этой породы, в одной. Поэтому, я спросил заводчиков: если бы им пришлось выбирать между темпераментом, головой, силуэтом, движениями, и текстурой с цветом шерсти, что было бы их приоритетом №1, и далее, в порядке убывания?
Ana Mesto пришла к заключению, которое было отражено в моей последней статье: «хорошее сложение не служит оправданием плохому цвету, а хороший цвет – не оправдание плохой анатомии».
Большинство заводчиков выбрали сложение и темперамент в качестве первого приоритета, вторым – движение, и третьим – цвет и текстуру шерсти. «Не имеет смысла отращивать «дизайнерскую», шикарную шерсть на плохо сложенной собаке. Такая плохо сложенная собака будет неправильно двигаться, что будет заметно при любой длине шерсти», - говорит миссис Гордон.
Я не удивлен, что все опытные, старые заводчики сделали такой выбор в списке приоритетов. Цвет и текстуру невозможно достигнуть в ринге без других компонентов, значительно более важных в разведении.
И, возвращаясь к моему последнему вопросу, - на что должен смотреть новичок, выбирая щенка шоу-класса? «Новичку нужен наиболее хорошо сложенный йорк с отличным темпераментом. Если начинать без этих двух основ, начинающий немедленно потерпит неудачу в ринге и потомстве. Без этих элементов он не будет иметь успеха, и, в конце концов, забросит это дело». Роберта, также, добавляет: «разумеется, в разведении нужно стараться добиваться всей совокупности черт, но, чтобы их достичь, если это вообще удастся, потребуются годы, и, кроме того, Леди-Удача, сидящая на вашем плече». Роберта добавляет: «я сорок лет занимаюсь этим делом, но я все еще учусь».
«Тому, кто выбирает щенка, я могу дать единственный совет – никогда не покупайте шоу-щенка до возраста 6 месяцев. К этому времени вы будете уже видеть, правильный ли прикус, и будете иметь лучшее представление о размере, движениях, цвете, линии спины, поставе хвоста, и темпераменте. В 6 месяцев вы также, как правило, сможете определить, насколько правильным будет золотой цвет и текстура шерсти щенка». Мудрый совет от миссис Гордон!
Еще одно важное замечание от Бетти-Энн: «покупайте лучшего, которого вы сможете себе позволить, с наиболее многочисленными хорошими собаками в родословной из второго и третьего поколений».
Большинство заводчиков дает, в общем и целом, такие же советы. Единственное, что я могу добавить к ним, - вам следует найти ментора, человека, близкого к разведению, которому в доверитесь, и он поможет вам сделать этот важный выбор. Как новичок, вы не будете иметь достаточно опыта и наметанного глаза, который бы выбрал наиболее хорошего щенка с наиболее правильными признаками стандарта. Как выше сказала Роберта, после 40 лет в разведении, она все еще учится!
И, наконец, вы должны понять, почему у нас столько проблем и злоключений с цветом и текстурой, также, как и другими элементами породы. Как я и обещал, я опять вернусь к историческому экскурсу. Изучение предшественников йорков даст вам лучшее понимание нашей породы и ее отцов-основателей, обстоятельств и трудностей, с которыми мы боремся в наши дни.
В 1845 году один из предков был описан как «напоминающий Scotch (не Scottish) терьера, весом около 8 или 9 фунтов (около 3,7 кг – прим. С. Давидчука) с хорошей терьеристой головой и глазами, но с длинным корпусом. Лапы и морда были единственными местами, имеющими золотистый окрас, а длина шерсти по корпусу была около 3-4 дюймов (7,5-10 см - прим. С. Давидчука)». Его подруга была описана как «вислоухий скай-терьер весом под 12 фунтов (около 5,5 кг - прим. С. Давидчука), с обильной шерстью синеватого оттенка, но лишенной золотистого окраса по всему корпусу». Третья собака, играющая роль в основании породы, была «сука, старый Английский Терьер, с золотистой головой, ушами, лапами и седоватой спиной». Большинство Английских терьеров также имели белые отметины.
Гены от этих собак положили основу нашей породы. Как нам кажется спустя 163 года, эти первоначальные гены должны бы исчезнуть или разбавиться; на самом деле, они не исчезли, а лежат спящими. Некоторые эксперты-собаководы считают, что наши чистокровные собаки заперты в «генетической ловушке» вследствие эволюции и процесса отбора при разведении. Что это означает? Это означает, что после столь долгих лет очень трудно уничтожить влияние пород, использовавшихся при формировании генофонда. Почему? Существует спорная точка зрения, что в начале все породы были инбридны, и любая из пород-основательниц имеет относительно малый удельный вес в этом первоначальном генофонде.
Какие из этого следуют последствия?
Как вы видите, мы пытаемся вывести идеальную собаку от неидеальных предков. 163 года для нас кажутся значительным сроком, но, с точки зрения генетики, йорки – все еще младенческая порода.
Как вы видите, наши предки были мешаниной очень многих черт, что заставляет наших заводчиков быть более умными и прозорливыми, что осложняет их задачу. Тем не менее, суммируя, мы добились успеха в большинстве элементов породы. Все, что нам следует теперь сделать – это закрепить наш успех, т.к., когда мы рассматриваем картинки йорков позапрошлого века, они нам кажутся, с точки зрения сегодняшних реалий, просто беспородными любимцами. Никто, кроме вас, не знает лучше, что чем большего успеха мы добиваемся, тем большее чувство неудовлетворенности мы испытываем, т.к. вершина, на которую мы взбираемся, очень крута.